УСИЛЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Федеральным законом от 08.03.2015 N 46-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми существенно усилена административная ответственности за нарушения земельного законодательства.

В частности, часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ, содержащая понятие и основания исчисления административного штрафа, дополнена составами правонарушения в области земельного законодательства, по которым размеры штрафов могут превышать общие размеры этого вида административного наказания.

Также часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ дополнена пунктом 10, предусматривающим наложение административных штрафов за нарушения земельного законодательства в размерах, кратных в процентном выражении кадастровой стоимости земельного участка.

Размер наказания за конкретные правонарушения в области земельного законодательства  (ответственность за которые предусмотрена статьями 7.1, 7.34 и 8.8 КоАП РФ, в статьях 7.9, 8.7 и 8.24 КоАП РФ) также существенно увеличен.

Так, например за самовольное занятие земельного участка, т.е. использование земельного участка без правоустанавливающих документов минимальный размер административного штрафа для граждан составит 5000 рублей (ранее размер штрафа составлял от 500 рублей до 1000 рублей), для должностных лиц – не менее 20000 рублей  (ранее размер штрафа составлял от 1000 рублей до 2000 рублей), для юридических лиц – не менее 100 000 рублей (ранее размер штрафа составлял от 10000 рублей до 20000 рублей).

Кроме того, ст. 7.1 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Минимальный размер штрафа  за самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ) для граждан составит 20000 рублей (ранее размер штрафа составлял от 500 до 1000 рублей), для должностных лиц – 50 000 рублей (ранее размер штрафа составлял от 1000 рублей до 2000 рублей), для юридических лиц – не менее 200 000 рублей (ранее размер штрафа составлял от 10000 рублей до 20000 рублей).

Статья 8.8 КоАП РФ дополнена новым пунктом – частью 3, которой установлена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Наказание за данное правонарушение предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Данные изменения в административном законодательстве вступили в силу с 20 марта 2015 года.

Прокуратурой района в ноябре 2014 года проводилась проверка исполнения земельного законодательства на территории МО «Каралатский сельсовет», выявлены факты длительного (более 3 лет) неиспользования земельных участков, предоставленных для жилищного строительства. По информации, направленной прокуратурой района, 8 граждан привлечены к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ. Также внесено представление в администрацию МО «Каралатский сельсовет» в связи с ненадлежащей организацией муниципального земельного контроля (рассмотрено, 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности).

В текущем году такие проверки прокуратурой района продолжены, в случае выявления нарушений также будут приняты меры прокурорского реагирования.  

В этой связи хотелось бы вновь напомнить, что согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 44 Земельного Кодекса РФ, ст. 284 Гражданского Кодекса РФ, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В силу положений части 2 статьи 45, части 2 статьи 46 Земельного Кодекса РФ право аренды прекращается по инициативе арендодателя  при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Учитывая изложенное, а также в связи с усилением административной ответственность хотелось бы обратить всех землепользователей на необходимость соблюдения требований земельного законодательства, бережного и рационального отношения  к земельным ресурсам, с тем, чтобы оградить себя от привлечения к ответственности и уплаты значительных административных штрафов.

 

 

Заместитель прокурора района

 

младший советник юстиции                                                   Н.Р. Ажмуратова